Мастерство убеждения. Методы. Часть 2.

3. НАСТАВЛЕНИЯ.

По своей сути Наставления очень похожи на рассмотренные ранее Советы, но в отличие от них, наставления подразумевают несколько большую степень ответственности. Если совету начальника можно иногда и не последовать, то к наставлению уже следует отнестись с должным вниманием, и принять его как руководство к действию. Наставления- это указания руководителя, которые хоть и дают относительную степень свободы при выполнении, но возлагают на работника обязательность исполнения. Когда подчинённый положительным образом относится к своему руководителю, то начальнику не следует всегда прибегать к жёстким приказам и категоричным командам. Достаточно ему будет в спокойной, учтивой форме обозначить сотруднику целостный сценарий его деятельности. Обычно Наставления принимают три основных формы:

1. Указания: «Действовать лучше всего так-то и так-то» или «Делай это».
2. Распоряжения: «Сделайте вначале это и вот это, а потом ещё и то, если успеете по графику».
3. Запрещения: «А вот так лучше не делать» или «И не вздумайте снова повторить ту ошибку».

Наставления не ограничиваются рамками жёстких предписаний руководства, не обязывают к чрезмерно точному выполнению, дают относительную свободу для исполнителя в поиске метода решения поставленной задачи, и рассчитаны на квалифицированность, ответственность, инициативность и прилежную исполнительность сотрудника.

4. НАМЁКИ.

Для наиболее сообразительных, опытных, инициативных, «ловящих всё на лету» сотрудников иногда можно применять метод Намёков. Хотя он и может часто заменять советы, косвенные одобрения или наставления, но обращаться с намёками нужно крайне осторожно, чтобы не вызвать своим неудачно подобранным намёком негативную реакцию недопонимания (а иногда даже обиды) у подчинённого. Если вы не уверены в эффективности своих намёков, то лучше вообще не используйте эту тонкую технику воздействия. Сотрудник, не привыкший к двусмысленным или завуалированным указаниям босса, может почувствовать недовольство от такой информационной «упаковки». В уме такого ранимого подчинённого могут пробежать следующие мысли: «к чему это шеф клонит?» и «что он этим хочет мне сказать?», «Он что, издевается надо мной?», «Причём здесь это?» и т.д. Поэтому, когда вы приводите какие-нибудь аналогии, произносите шутки, иронизируете в беседе с сотрудником, учитывайте его способность адекватно воспринимать вашу стилистику намёков. А вот некоторым подчинённым, наоборот, очень нравится «нестандартный» стиль подачи указаний руководства и они вдохновляются необычностью, яркостью, образностью информации, содержащей в себе заряд уместного юмора или философского сарказма. После общения с начальником и восприятия его удачных шуток, тематических сравнений, такие заряженные позитивом сотрудники чувствуют эмоциональный подъём, интеллектуальную встряску и волну инициативности.

В других случаях, руководитель посредством намёков может доносить даже «тяжёлую» информацию до своих сотрудников, которых он хотел бы исправить и подтолкнуть к улучшению. В намёки можно мастерски вложить своё недовольство деятельностью (или отдельно взятыми поступками) работника,  предупреждение о его заслуженном наказании, упрёк в его адрес и т.п. Например, фраза из уст босса: «А ты помнишь, почему Петрова в прошлом году пришлось уволить?», хоть и не звучит как откровенное указание начальника и угроза увольнения за допущенное нарушение, но заставляет провинившегося работника задуматься: а не совершил ли я те же самые нарушения, как мой бывший коллега Петров, который действительно был уволен, и не ожидает ли меня подобная участь за мои погрешности в выполняемой работе ??? Иногда даже одного правильно подобранного намёка достаточно, чтобы деликатно повлиять на человека. Но, если ваш сотрудник не воспринимает адекватно услышанные в свой адрес намёки, то тогда используйте более «прямые» методы воздействия, о которых мы поговорим в следующей части данной статьи.

(Автор статьи: Горбачёв Павел Александрович. 25 марта 2011 г.)

1 comment on this postSubmit yours
  1. Спасибо. Очень полезная статья. И хоть я уже как 4 года не руководитель, думаю, что такие советы очень могут пригодиться и в повседневной жизни.

Оставьте ваш комментарий

Пожалуйста введите ваше имя

Введите Ваше имя

Пожалуйста введите правильный е-mail

требуется Ваш е-mail

Пожалуйста введите ваше сообщение

Школа успеха © 2009 - 2020 All Rights Reserved